Тартария на картах 16 — го века

Описание деталей этой карты 16 века в интернете противоречиво и не однозначно, поэтому попробуем разобраться здесь и сейчас. Купец и дипломат Энтони Дженкинсон, родоначальник лордов Ливерпуль, четырежды побывал в России в качестве английского посла.

Для тех времён было естественным составлять свои карты на основе уже готовых материалов и с устных свидетельств местных жителей, наверное, поэтому многие моменты на карте считаются спорными на сегодняшний день.

Примечательно, что переводы текстов карты в Яндексе и Гугл отличаются, а заложенные штампы про окаменевших людей разбиваются обычным последовательным переводом.

Antony Dghenkinson

В левом нижнем углу карты название:

«RUSSIAE, MOSCOVIAE ET TARTARIAE DESCRIPT IO                              Author Antonio Jenkensono Anglo, Anno 1562 & dedicate illustriss. D. Henrico Sijdneo Wallieipresidi. Cum priuilegio».

1562 - 1

«Описание России, Московии и Тартарии Энтони Дженкинсона англичанина, опубликованное в Лондоне в 1562 и посвящённое сиятельнейшему Генриху Сиднею Лорду Президенту Уэльса. По привилегии».

Посередине карты с левой стороны написано:

1562 - 2 «Hic pars Litu/anie Imperatori/Russie subdita est».

«Эта часть Литвы находится под властью Русского Императора».

В левом верхнем углу изображён на виньетке Иван Басилевс (Васильевич?) Великий Император России Государь (князь, вождь) Московии.

 «Ioannes Basilius Magnus Imperator Russie Dux (дух?) Moscovie».

1562 - 3

Басилевсами именовались правители с наследованием власти в Скифии и Боспорском царстве, а также в Древней Греции и Византийской империи.

По некоторым сведениям слово «басилевс» относилось и к некому мифическому грифонподобному (львиное – собачье туловище и голова орла – сокола) существу, очень мудрому, приносившему удачу и охранявшего золото.

Созвучно слово и с «василиском» — мифологическим существом – змеем. Мужское имя «Василий» (царственный) – эпитет Зевса и Посейдона в древнегреческой мифологии.

Наверху справа карты картуш:

«Zlata Baba, id est aurea vetula ab Obdorianis, & lougorianis religiose colitur». Idolum hoc sacerdos consultit, quid ipsis faciendum, quoue sit migrandum, imsumq. (dictu mirum) certa consulentib. dat responsa,certique euentus consequuntur».

«Злата Баба, то есть золотая женщина, Обдоритами и Югурами почитаемая религиозно (скурпулёзно). С идолом служитель советуется, что делать и куда двигаться и (сказать удивительно) получают чёткие ответы, ведущие к надёжным результатам».

1562 - 4

По описаниям иностранцев, которым посчастливилось увидеть легендарный истукан, был он из дерева, а с золотом в древности связывали всё божественное, святое.

Про обдориан-обдоритов информации мало, а югорианами-югурами считаются в Википедии одно из племён Китая.

Что тем более странно, что Югра (Угра) – это наш Ханты–Мансийский округ, где протекает река Обь. В 12-15 веках это были земли Новгородской феодальной республики, пока Московское великое княжество не начало борьбу за владение этой территорией.

Вот тогда и спрятали Золотую Бабу от нашествия новых хозяев над душами так, что и по сей день не могут отыскать. Возле этого картуша видим и надпись Югория, и загадочную надпись Молгомзая.

Справа наверху надписи возле рисунка – Байда и Колмык, а рядом картуш:

«Horum regionum incole Solem, vel rubrum pannum pertica suspensum adorant. In castris vitam ducunt; ac oim animatium, serpentiu, vermiunque carne vescentur.ac proprio idiomate vtuntur».

«Воспевание в этих областях Солнца или красной ткани, подвешенной на кол, приостановлено. Они проводят жизни в стане, едят мясо старых животных, змей и плоть червей, и правильно используют свой язык (?!)».

1562 - 5

«Байда» в старорусском – белый, чистый, но имеет и другие значения, распространенно на территориях сегодняшней Украины.

В татарско–русском словаре находим: «колмак» — хмель. Колмак (не калмык!) – река в Мурманской области, возможно от слова «кол».

Следующий картуш посредине и с надписью рядом «Казакия»:

«Hec Saxa hoim iumentorum camelorum pecorumque, ceterarumq. reru formas referentia, Horda populi gregis pascentis, armentaq. fuit; Que stupenda quadam metamorphosi, repente in saxa riguit, priori forma nulla in parte diminuta. Euenit hoc prodigium annis circiter 300. retro elapsis».

«Эти Саха (или саксы?) водят стада крупнорогатого и вьючного скота.

1562 - 6Статья формы справки.

Орды людей стекались раньше на выпас скота. Но произошла удивительная метаморфоза, и неизменные Саха были уменьшены после появления похолодания. Это началось 300 лет назад и развивается».

Саха – скала, самоназвание народа якутов.

Рядом со сгибом карты написано:

1562 - 7

«A Mangusla Shayfuram usq. 20 dierum iter habent, sine ullis sedibus, cum summa aque penuria. A Shayura usq. Bogar, var itineris interuallum latrocinijs infestum».

«От Мангуслы до Шайсуры 20 дней пути без жилья и в исключительном безводье. От Шайшуры до Богара такое же расстояние по разбойничьим местам»

Текст у нижней части сгиба:

1562 - 8

«Corasan parva, a Rege Persico adiuvantibus Tartaris 1558 expugnata fuit».

«Корасан малый был взят штурмом царём Персии благодаря помощи Тартарии в 1558 году».

Текст справа посредине:

«Kirgessi gens cateruatim degit, id est in hordis.habetq. ritum huiusmodi. cumre divinam ipsoru sacerdos peragit,sanguinem,lac & fimu iumentorum accipit,ac terre miscet, inq. vas quoddam infundit,eoq. arborem scandit, atq. concione habita,in populum spargit,atq. hec aspersio pro Deo habetur & colitur. Cum quis diem inter illos obit,loco sepulture arboribus suspendit».

«Киргизская нация объединена толпами, то есть ордами кочевников. Ритуал их жреца начинается молитвой, кровь, молоко и навоз скота, смешивали наполовину с землёй в сосуде и поднимали на дерево для очищения, добавляя проповедь, окропляли народ, разбрызгивая Бога, которому поклоняются. Когда один из людей умирает, то его место захоронения висит на дереве».

1562 - 9

Обряд воздушного погребения известен повсеместно с давних времён и сохранился у некоторых народов и сегодня.

Погребение совершалось в дуплах деревьев или путём подвешивания коконов из коры деревьев или деревянных ящиков на деревьях. А также на скалах или в построенных на четырёх высоких пнях деревьев избушках. Считается, что этот обычай связан с друидизмом у кельтов.

Аналог жреца у славян с востока – волхв, но  даже названием  — «волос», более связан с животным миром. К тому же возникают вопросы о местностях, где не было деревьев (степи) – раз, и как прощались с погибшими воинами в торговых и завоевательных походах – два. А в походы наши предки ходили скорее всего северной зимой, когда заканчивались земледельческие работы.

Ниже расположился следующий текст:

1562 - 10

«Shamarcandia olim totius Tartarie metropolis fuit,at nunc ruinis deformis iacet,una cum multis antiquitatis vestigijs. Hic conditus est Tamerlanes ille, qui olim Turcaru Imperatore Byasite captum aureis catenis vinctum,circumtulit. Incole mahumetani sunt».

«Самаркандия когда — то была столицей всей Тартарии, но теперь лежит в уродливых руинах, как один из многих древних шагов истории. Здесь похоронена Тамерлания, однажды захватившая Турецкого Императора Баязета, и которого удерживали в золотых цепях, в тюрьме, в плену. Жители здесь магометане».

в правом нижнем углу такой текст:

1562 - 11

«Cascara, hinc triginta dierum itinere orientem versus incipiunt termini imperij Cathaye Ab his limitibus ad Cambalu trium mensium interiacet».

«Каскара, путешествие за тридцать дней до восточной границы империи Катай. От начала  этих пределов до Камбалы три месяца пути».

kambala

Камбала – это вероятно сегодняшний Пекин. А верблюды здесь изображены африканские одногорбые, а не азиатские двугорбые бактрианы.

Иллюстрации примечательны тем, что рассказывают о делении населения на слои. Одна прослойка поклоняется Золотой Бабе, другая — верит в переселение душ предков в деревья — друиды, третья — Солнцу, ветрам и письменам на красной ткани.

Отдельной группой стоят казаки, орды пастухов – воинов.  Вероятно, принадлежность к той или иной вере была определяющим фактором для отношения к оседлым слоям общества.

Удивительным человеком был этот англичанин и интересный документ нам оставил. Но это была не единственная карта, подписанная его именем.

1593 - 21593

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

немного счёта для человека ?! Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.