Дни Силы на Руси. часть 5

Весенний день равноденствия назывался в обрядовых песнях Авсень. В день осеннего равноденствия чествовали Таусень — Богач.

bogachТаусень, Родогощь, Богач — корзина с зерном, которое собирали с первых снопов всех полей деревенской общины. Считалось, что он должен приносить достаток и здоровье.

В доме хранения Богача устраивали щедрое ритуальное застолье. Корзина стояла в красном углу под иконами до следующего земледельческого года в конце апреля, как воплощение достатка и удачи.

Словарь В.И. Даля (1801 — 1872)

В «Толковом словаре живого великорусского языка» по поводу этих названий даны такие разъяснения:

novyi god«Авсень – первый день весны, 1 марта, коим прежде начинался год; ныне название это перенесено на Новый год и на Васильев вечер, канун Нового года.

В песнях: тусень, титусень, туасень, туасель; щедрование или обсев хозяина житом, с пожеланиями; свиная голова к обеду; вечером гаданья».

Авсень и Таусень

В интернете по этому же поводу:

«обряд засевания — обсевания зерном на богатую жизнь назывался Авсень.

В наши дни утверждается, что такие названия как Баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень — производные от местных диалектов и означают овёс, которым поздравляют».

Вероятно, весной корзину с зерном использовали для этого ритуала, так как до сих пор любые пищевые продукты, посвящённые любым духам отдают животным или сжигают в костре.

Свадебные обсыпания зерном

Отголоски этого обряда в сегодняшние дни можно наблюдать на свадьбах, когда молодожёнов обсыпают смесью зерна и мелких монет. В тех же губерниях слово «овсень» употребляют вместо слова «коляда».

Вот что рассказывает нам об этом словарь В.И. Даля:

«Коляда — святки и праздник Рождества, и все дни до Крещенья. Колядованье, обряд хожденья по домам в Рождество и Новый год, с житом для сбора денег и пищи.

Коляда или кутья (поминальная каша). На юге колядуют только мужчины, на севере также девушки»

Щедра, Коляда

kolyadaОттуда же:

«Щедра – знак, рубец…»

«…Щедровать – ходить в Васильев вечер (канун Нового года) ватагами по домам, с песнями, поздравляя, желая всякого добра и собирая за это подачку, более съестным; что в рождественский сочельник колядовать.

Щедруют более дети, ребятишки, а местами девчонки; мехоноша собирает поживу, которую после делят. Щедровальную песню поют, причём посыпают хозяев горстью хлеба.

Щедрик, Щедрец — щедрый вечер. Щедрованцы — вся ватага щедрующих, из коих коновод — щедренец, а последний – мехоноска».

Сочельник и Василий свинятник

Возможно, не все понимают разницу между Васильевым вечером и Рождественским сочельником. Обратимся к тому же любимому словарю 19-го века:

«…Василия свинятника — Васильев день, авсень, Новый год, 1 января. Васильев вечер — канун Нового года; щедрый вечер; на юге 1 января щедруют, посыпают хозяина житом, желая изобилия; авсень, таусень — гадания разного рода».

Капельник и сосновые почки

sosna pochkiВ противоположность этому дню в холодной, Бабьей — водяной период года, в тёплой части — огня, был Василий капельник.

Отмечался на севере 7 марта (20/22.03), на юге 28/29 февраля (13/14.03) начинает капать с кровель.

mart
Март Левитан И.И.

В этот день было принято приносить в дом сосновые ветки, потому что верили, что сосна очищает воздух.

Наверняка именно поэтому мы и ставим в домах на новогодье ели-сосны. Наступала пора сбора сосновых почек, из которых готовили разные настои и чаи.

Также Василия весеннего называли древорубом, так как в эти дни на севере пилили брёвна на дрова и на строительство. Затем ещё по снежному насту, на санях вывозили к реке для лесосплава.

Энциклопедический словарь 19-го века

Про сочельник в используемом ранее толковом словаре Даля почему-то ничего нет, но есть у Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. издания (1890-1970 г.г.)

«сочевник — канун или день навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления Господня (Крещения).

Название свое получил от сочива, т. е. сухих зерен пшеницы, гороха, чечевицы, ячменя, размоченных водой, которые, по уставу церковному, полагается употреблять в этот день».

Сочиво, коливо, кутья

Их так и называли — первый сочельник, второй сочельник. А сочиво — это кутья-коливо (варёное жито), поминальная еда не только у наших предков, но и сегодня.

Подают и сегодня на похоронах, но только варёный рис (сарацинское пшено) с изюмом, маком и орехами,  политый мёдом.

Дополнения из других словарей

«…название от «сочень» (лепешка на конопляном масле)…

…сочиво — зерна пшеницы, ржи, овса со сладостями…

…сочиво — размоченные хлебные зерна…

…по монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво — вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название…

…по обычаю принято не вкушать пищи до появления первой звезды (выноса свечи на богослужении);

происходит от слова «сочиво» — размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса…

…сочиво — вареную пшеницу или рис с медом. Пост длится до появления первой звезды — в память о Вифлеемской звезде…

…сочиво — сок из семян…»

Сочиво или масло растительное

Вероятнее всего зёрна заливались не водой, а соком из семян, который сегодня мы называем маслом. Масла растительного происхождения делаются из семян или мякоти плодов.

Известные нам растительные масла:

  • льняное;
  • конопляное;
  • подсолнечное;
  • соевое;
  • рапсовое;
  • кукурузное;
  • маковое;
  • горчичное;
  • арахисовое;
  • оливковое;
  • пальмовое;
  • какао-масло;
  • кокосовое и многие другие.

Как вы думаете, какое масло употребляли в те времена в наших широтах?

Молоко и пост по церковному

Обычную кашу делали из тех же зёрен, только на молоке, в которое даже сахар добавлять не надо — там всё есть.

Но молочные продукты церковь разрешала употреблять во время поста только на Масленицу, а в Рождественский пост ели масло растительное— сочиво.

Способ приготовления сочива из Википедии

stypa 1«…Составные части:

1 стакан зёрен пшеницы,

100 г мака,

100 г ядер грецких орехов,

1—3 столовые ложки мёда,

сахар по вкусу.

Порядок приготовления:

Stupa
ступа с пестом

Зёрна пшеницы толкут в деревянной ступе, подливая немного тёплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла.

Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. Дальше варят обычную рассыпчатую постную кашу на воде.

Одновременно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мёд, всё перемешивают и добавляют к пшенице. В конце добавляют толчёные ядра грецких орехов».

«…(7-18 января) называются святками в этот период отменяется пост в среду и пятницу».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

немного счёта для человека ?! Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.