Дни Силы на Руси. часть 4

В ряде европейских стран проводятся определённые обряды именно в ночь накануне 1 мая, как её ещё называют на Западе — Вальпургиеву ночь. Пели песни и водили хороводы, а ещё «завивали» берёзку, то есть делали на её ветвях венки.

Берёза как символ

Почитание Мирового древа в образе майского дерева, Маёвки — украшенной разноцветными лентами берёзки, известна во многих европейских странах. Берёзка считается деревом богини Живы и её помощниц живиц–русалок.                               beryoza

Незамужние девушки под выбранным молодым деревцем проводили обряды, устраивали посиделки с совместным угощением, где обязательной была яичница. В некоторых местностях пригибали к земле и связывали верхушки двух молодых берёзок платками.

Май или июнь?

В нынешние времена в христианском мире проводят эти дни накануне Троицы в июне, на перенесённой Русальной или Семицкой неделе — седьмой неделе от христианской Пасхи, а именно в четверг.

mai

Но берёза в начале мая одной из первых  выпускала свои серёжки и молоденькие листочки, а на Троицу в июне природа уже бушевала зеленью.

Обереговый круг для поселений

Интересен совместный женский ритуал символичного опахивания деревни, проводимый в некоторых областях ранее и на котором не должны были присутствовать мужчины.

Чтобы отгородить от всяческих несчастий своё поселение на весь год местные бабы и девки в ночь на Антипасху выходили с песнями за околицу, где их уже ждали три молодухи с сохой и три пожилые с образом Богородицы.

Снимались платки и расплетались косы, затем несколько женщин садились на доски, положенные поверх сохи, а остальные брались за верёвки и тащили соху вместо коня, делая охранную борозду.  Впереди процессии шествовали пожилые женщины с образом.

Обходили полностью деревню, останавливаясь на перекрёстках для начертания крестов, пока не возвращались на исходное место. Тут к ним уже могли присоединиться парни и начиналась пирушка, продолжавшаяся до третьих петухов — трёх часов ночи. Это время считалось рубежом для гуляний.

opahivanie
«Опахивание» 1876 г.
Мясоедов Г. Г.
Государственный Русский музей

Поминальные дни Дедов

В народной традиции существовали Семиковые, Вешние или Троицкие Деды — поминальная суббота в христианской религии, а в народной традиции эти дни проходили перед июньским солнцестоянием, после Красной горки. Украшали ветками берёзы могилы, отдавали дань почтения умершим предкам, устроив пиршество на кладбищах.

Святки Зелёные перед летним солнцестоянием

Дни перед летним солнцестоянием называют Зелёными Святками или Семиками в противоположность Святкам накануне зимнего солнцестояния. Термин «святки» произошло от слова «светьё» — световые, тонкие тела предков Рода.

Святки — и зимние, и летние продолжались месяц-сороковник (40 дней). Месяц на Земле, когда обитатели  «того света» могут прийти к своим потомкам ограничен одними небесными сутками. Как  и в зимние Святки  в обрядах участвовали ряженые, а девушки гадали — плели венки и по движению венка на поверхности водоёмов определяли своё будущее.

Шутовские свадьбы и похороны

Между парными чучелами из соломы – Русалкой и Русалимом, Кукушкой и Кукуном, Семиком и Семичихой, Молодцем и Молодицей, проводили шуточные свадьбы с соблюдением традиций и обычаев.

Завершались Зеленые Святки обрядом похорон Кукушки, Русалки или Кострубоньки-мужчины (Авсеня, Леля) или Костромы–женщины (Лели), то есть  чучелом из костры-соломы — одеревеневшей части льна, конопли.

Или же девушку–Кострому, одетой в белое, с дубовыми ветвями в руках несли на досках к реке, где Кострому «воскрешали» купанием. Чучело же носили по деревне, а потом закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку.

Семаргл-Семик в виде крылатого пса-грифона

simargl
Симаргл. Чернигов. Фасадный рельеф Борисоглебского собора.

Девушки и молодые женщины, собираясь на улицах пели песни-веснянки, зазывая теплые дни. В некоторых обрядовых песнях Семик имел образ друга Масленицы.

Вероятно, в первоначальной трактовке подразумевалось славянское божество Семаргл-божество растительности, который изображался в виде крылатого пса, то есть грифона — символа «вооружённого добра». Имеет корень Сем–Сим и наверняка связан с такими словами, как «семь», «семя» и «семья».

simargl
Русалка и Семаргл. резьба
Переплут-Семаргл и Русалки

Позднее этот мифологический персонаж был почему–то переименован в Переплута, который водил дружбу с русалками и вилами–сиренами. Они являлись божествами утренних туманов, хранительницами и оросительницами полей с посевами живительной влагой-дождём.

Русалки в образе птиц и рыб

rusalka
русалка-рыба

Считалось, что на освободившихся от снега горках в это время вместе с людьми веселились русалии — духи природы, от которых люди получали красоту, здоровье и богатый урожай.

rusalka - pticha
русалка-птица

На украшениях, надеваемых на гуляния в эти дни должны были обязательно изображены русалии.

Русалку-птицу можно рассматривать как символ периода чествования птиц ранней весной — Жаворонки, Сороки, первые Русалии.

Обязательные гуляния

Присутствие всей молодёжи на этих гуляниях–смотринах было безоговорочно и родные в доме буквально выталкивали парней и девушек на весенние сходки.

Молодожёны также должны были принимать участие в гуляниях, зачастую жертвуя еду на общий стол. Праздничная неделя Красной горки символизировала собой полный приход весны и готовность деревенской общины к очередному периоду года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

немного счёта для человека ?! Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.