3 января

дата

— 13

юг

Антарктида

прошлое

датапраздникисевер

Арктика

будущее

дата

+ 13

 21.12
  • Велесовы Святки;
  • Корочун – Карачун (слав.);
  • Йоль — ель (англосакс.);
  • Потап – Потапий;
  • Анфиса рукодельница;
  • день образования СНГ (совр.);
  • день февраля;
  • рождественский пост.
3 января
  • Прокопий Вятский;
  • Ульяна;
  • рождественский пост.

 

  • Гордей;
  • Малахия доильница;
  • Ирина (Арина);
  • оберег коровы;
  • страстной вечер.
 16.01

дататрадициипраздники
03 января

Хлопоты по хозяйству

Запасы, припасы съедобные проверяли. Торкают — шевелят деревянными лопатами зерно, кромят (просматривают, чинят) сусеки (деревянные лари).

Девичьи обряды

Девушки не выходили из дома — мели полы, меру счастья в наступающем году наметали. Чем больше зерна наметали, тем большее счастье их ждало.

Толкли в ступе и готовили молча, без разговоров блины и кисель, которые должны были сами съесть и выпить.

Забавы народные

Полажайником, палезником, полазником называли первого гостя в доме, по поведению которого судили о предстоящем годе.

Его воспринимают как связующее звено между мирами, божественным посланцем предков, приносящим в дом достаток и благополучие.

У всех народов присутствовал обычай посыпания зерном хозяев. А полажайника ритуально посыпала большуха орехами, сушёными фруктами, бобами и пшеницей.

Обряд начинался с входа гостя в дом, который должен был принести с собой солому, щепку или ветку со двора хозяев. При этом он клал «гостинец» за дверь или возле очага и усаживался как на гнездо.

Имитируя птицу, высиживающую яйца, гость получал от хозяйки «дождь» из зерно-бобовых и фруктов.

Роль посланника предков мог выполнять и член семьи, первый вышедший из дома на улицу. В некоторых местах обводили вокруг семейного стола животное или птицу три раза а затем угощали.

В Карпатах хлебцом-полазником, опоясанным льном, одаривают главного гостя года. В других местах подобный хлеб надевали на правый рог волу и проводили с ним обряд на плодородие.

Вообщем, фантазии у народа на всяческие ритуалы было в избытке. Но что бы не придумывали наши предки, их действия были направлены на движение энергии достатка и благополучия Рода.

«История культуры русского народа» А.В. Терещенко (начало XIX в.)

Отрывки из книги:

 «… Святочные обряды

Ни у какого народа нет столько забав на Рождественские праздники, как у нашего русского, который, благодаря Богу, ещё не очужеземился. Он до тех пор будет самим собой, пока будет одушевлён народным чувством.

… Наш народ, верный своей земле, сберёг ещё обычаи своих предков; он вспоминает о них с простосердечно-неподдельной радостью; он один среди многих превратностей своей судьбы сохранил прежнюю весёлость и наклонность к забавам.

… Восточные народы строго соблюдали обычай приношения жертв солнцу в честь зимнего солнцеворота, который совпадал с нашим декабрьским месяцем. В Египте его праздновали в память Изиды (богини Земли и Луны), Озириса (бога Солнца) и Ора (бога звёзд).

Там постились за три дня до торжественных обрядов и накануне праздника звали ночью громогласно в печальных песнях потерянного Озириса.

На другой день молились и приносили жертвы, а потом начинали радостные забавы: пели, плясали  гадали о будущей своей судьбе…

… Время празднования Святок

Святки начинались в России с Р. Х. (25.12) и продолжались до Крещенского сочельника (05.01 — Богоявление-Крещение в царской России праздновали 06.01).

С присоединением Малороссии к России в середине XVII в. малороссияне начали мало-помалу заимствовать некоторые святочные обряды у русских.

… Многие славянские писатели, оставившие нам прекрасные отрывки по части древности ничего не сообщили о Святках.

Значение Святок у русских

… Изустным рассказам о Святках не больше ста лет. Святки, конечно, стали известны после введения христианской веры в России, но о них ни Нестор, ни продолжатели его летописи не упомянули.

Перерывая многие русские летописи, я не встречал названия Святок ранее XVII в.; история же об этом умалчивает.

Наши летописцы, описывая гражданские и церковные события, не заботились о житье-бытье наших предков, а старые обычаи исчезли вместе с преданиями. Ныне собирают предания, и как это тяжело!

Нельзя не допустить, что Святки праздновались ещё в далёкие времена. Хотя новый год считался первоначально с марта месяца, со дня Благовещания (25.03 ст. ст); после — с сентября месяца в великокняжение Симеона Гордого.

И наконец, когда Пётр Великий ввёл общее европейское летоисчисление, с января месяца 1700 г.

Однако эти перемены летоисчисления не изменяли святочных дней и празднование их приходилось в одно и то же время, как ныне…»

Можно представить себе жестокое разочарование писателя при взгляде на сегодняшнее веселье когда-то русского народа…

  • Прокопий Вятский;
  • Ульяна;
  • рождественский пост.
03

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

немного счёта для человека ?! Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.