Хлопоты по хозяйствуЗапасы, припасы съедобные проверяли. Торкают — шевелят деревянными лопатами зерно, кромят (просматривают, чинят) сусеки (деревянные лари). Девичьи обрядыДевушки не выходили из дома — мели полы, меру счастья в наступающем году наметали. Чем больше зерна наметали, тем большее счастье их ждало. Толкли в ступе и готовили молча, без разговоров блины и кисель, которые должны были сами съесть и выпить. Забавы народныеПолажайником, палезником, полазником называли первого гостя в доме, по поведению которого судили о предстоящем годе. Его воспринимают как связующее звено между мирами, божественным посланцем предков, приносящим в дом достаток и благополучие. У всех народов присутствовал обычай посыпания зерном хозяев. А полажайника ритуально посыпала большуха орехами, сушёными фруктами, бобами и пшеницей. Обряд начинался с входа гостя в дом, который должен был принести с собой солому, щепку или ветку со двора хозяев. При этом он клал «гостинец» за дверь или возле очага и усаживался как на гнездо. Имитируя птицу, высиживающую яйца, гость получал от хозяйки «дождь» из зерно-бобовых и фруктов. Роль посланника предков мог выполнять и член семьи, первый вышедший из дома на улицу. В некоторых местах обводили вокруг семейного стола животное или птицу три раза а затем угощали. В Карпатах хлебцом-полазником, опоясанным льном, одаривают главного гостя года. В других местах подобный хлеб надевали на правый рог волу и проводили с ним обряд на плодородие. Вообщем, фантазии у народа на всяческие ритуалы было в избытке. Но что бы не придумывали наши предки, их действия были направлены на движение энергии достатка и благополучия Рода. «История культуры русского народа» А.В. Терещенко (начало XIX в.)Отрывки из книги: «… Святочные обрядыНи у какого народа нет столько забав на Рождественские праздники, как у нашего русского, который, благодаря Богу, ещё не очужеземился. Он до тех пор будет самим собой, пока будет одушевлён народным чувством. … Наш народ, верный своей земле, сберёг ещё обычаи своих предков; он вспоминает о них с простосердечно-неподдельной радостью; он один среди многих превратностей своей судьбы сохранил прежнюю весёлость и наклонность к забавам. … Восточные народы строго соблюдали обычай приношения жертв солнцу в честь зимнего солнцеворота, который совпадал с нашим декабрьским месяцем. В Египте его праздновали в память Изиды (богини Земли и Луны), Озириса (бога Солнца) и Ора (бога звёзд). Там постились за три дня до торжественных обрядов и накануне праздника звали ночью громогласно в печальных песнях потерянного Озириса. На другой день молились и приносили жертвы, а потом начинали радостные забавы: пели, плясали гадали о будущей своей судьбе… … Время празднования СвятокСвятки начинались в России с Р. Х. (25.12) и продолжались до Крещенского сочельника (05.01 — Богоявление-Крещение в царской России праздновали 06.01). С присоединением Малороссии к России в середине XVII в. малороссияне начали мало-помалу заимствовать некоторые святочные обряды у русских. … Многие славянские писатели, оставившие нам прекрасные отрывки по части древности ничего не сообщили о Святках. Значение Святок у русских… Изустным рассказам о Святках не больше ста лет. Святки, конечно, стали известны после введения христианской веры в России, но о них ни Нестор, ни продолжатели его летописи не упомянули. Перерывая многие русские летописи, я не встречал названия Святок ранее XVII в.; история же об этом умалчивает. Наши летописцы, описывая гражданские и церковные события, не заботились о житье-бытье наших предков, а старые обычаи исчезли вместе с преданиями. Ныне собирают предания, и как это тяжело! Нельзя не допустить, что Святки праздновались ещё в далёкие времена. Хотя новый год считался первоначально с марта месяца, со дня Благовещания (25.03 ст. ст); после — с сентября месяца в великокняжение Симеона Гордого. И наконец, когда Пётр Великий ввёл общее европейское летоисчисление, с января месяца 1700 г. Однако эти перемены летоисчисления не изменяли святочных дней и празднование их приходилось в одно и то же время, как ныне…»
Можно представить себе жестокое разочарование писателя при взгляде на сегодняшнее веселье когда-то русского народа… |