дата — 13 | прошлое | дата | праздники | будущее | дата + 13 |
01.11 |
| 14 ноября |
|
| 27.11 |
дата | традиции | праздники | № |
14 ноября | БессреренникиМастера Косьма и Дамиан не брали денег за использование своего дара целительства. Так как деньги в старину были серебряными , появилось такая приставка к их именам. Хранители домашней птицыКозьма и Демьян оберегают кур. Традиция была на Руси утра пораньше натощак (на голодный желудок), съедать по круто сваренному обережному яйцу на здоровье и плодородие. А.А Коринфский «Народная Русь» 1901 г.
Начало учебного годаКузьминки — осени поминки, встреча зимы по южным широтам. Для детей и студентов в Древней Руси начинался период учёбы после завершения периода сельскохозяйственных работ:
Гуляния ремесленников, кузнецов и девушекСчитались покровителями кузнецов, ремёсел и семейного очага. Девушки утром с крыльца закликали: «Кузьма – Демьян, идите жить к нам!». Кузни в этот день не работали — отмечали свой профессиональный праздник или ковали счастье молодых пар — доигрывали последние свадьбы. За неделю до этого дняКруг девок с одних посиделок – избы, начинали собирать складчину – ссыплю. Доставали всеми правдами и неправдами ржаной и гречишной муки, хмелю, солоду, дров и всего остального. В первую очередь варят пиво, а перед самым празднованием пекут блины и пироги. Собираются они утром в условленной избе нарядные: в красных сарафанах – кумашниках, в синих льняных , в китайчатых. Кто в писанных лаптях, плетённых поверху маленькими лычками, да в белых льняных онучах. А кто побогаче, тот в котах – полусапожках, отороченных красным сафьяном. А в косах у девушек ленты – косники из разноцветного бисера. В первую очередь перед полуднем зовут к себе покушать горячих блинов родных женского пола. Затем налив бочонок пива, надевают его на коромысел – рычаг для удобства носки и отправляются с песнями к старосте или управляющему. Поздравляют его с праздником и просят пожаловать к ним в гости отведать блинца да молодого пивца. Затем возвращаются в свою избу погреться и спустя некоторое время отправляются приглашать уже родных мужского пола. Садятся всей гурьбой перед вечером по старшинству за стол. Родные тоже с собой угощения приносят, которые тут же съедаются и выпиваются. Потом остаётся в избе только молодёжь, которая играет в игры, пляшет и поёт. А парни наряжаются медведями, домовыми да как вздумается и стараются, чтобы их не узнали. Узнанных девушки бьют без милосердия, пока тот не сбросит свой наряд. Эти празднования продолжаются три дня с повторением всех приглашений как и в первый день. На третий день идут к старосте падать в ноги и умолять, если тот не побывал за их столом. Считали за немилость, если тот отказывался. Ну а если соглашался, то развлекали его с обеда до вечера песнями, плясками да переряживаниями. А куда было деваться – телевизоров–то не было в те времена … В окончание праздника девушки кучками, каждая от своей «посиделочной» избы, выходили на улицу и шли в гости в другие такие же избы, громко распевая песни и стараясь перекричать другие кучки. Гулянье с песнями продолжалось до глубокой ночи и от этого громкоголосого пения дрожали земля и небо. Считалось, что чем громче девушки поют, тем больше привлекают внимание женихов. Женщины усаживались за пошив зимних, тёплых вещей. Если день выдался тёплым, то до начала декабря зима подождёт и будет тёплой. Если день выдавался снежным — следовало ждать весной большого разлива рек. Если листья с деревьев опали не чисто – грядёт суровая зима и сухое знойное лето.
|
| 318 |